Современные рынки и фреш-маркеты:
|
Фреш-маркет в Смоленске |
---|
Для девелопмента настали нелегкие времена. Сейчас, когда фактически отсутствует кредитование девелоперских проектов, или крайне невыгодные условия получения кредита, затормозилась реализация даже очень качественных проектов торговых центров на перспективных площадках. Нужна быстрая окупаемость или возможность реализовать менее затратный проект за счет собственных средств или с минимумом заемных. И к числу таких проектов относятся именно рынки.
В торговых центрах наблюдаются типичные кризисные явления: проблемы с заполнением площадей, нехватка арендаторов. В том числе – отсутствие качественных «якорных» арендаторов, сокращение планов развития сетей. Высокая конкуренция во многих регионах и городах приводит к тому, что торговому центру трудно подобрать уникального продовольственного «якоря», который будет отличаться от соседей в зоне охвата. Здесь и приходит на помощь формат фреш-маркета – современного рынка свежих продуктов. Этот формат очень интересен для владельца недвижимости, поскольку он приносит существенную выгоду по арендному доходу по сравнению со сдачей площадей крупному сетевому оператору (супермаркету или дискаунтеру).
Возможен ли возврат к тому же формату рынков, который был распространен 10 и даже 5 лет назад? Думаем, что нет. Во-первых, потребительское поведение изменилось не только с точки зрения экономии, есть и другие, положительные моменты: наши покупатели стали более развитыми и культурными, они привыкли к разнообразию товаров и комфортным условиям в торговых точках. Им важно не только покупать еду, но и выбирать более качественные продукты – в том числе, свежие, натуральные, экологически чистые. К здоровой пище относятся национальные и религиозные продукты – блюда и ингредиенты для национальных кухонь, халяльной и кошерной еды. Также потребители хотят готовить более интересные блюда, красиво обставить сам процесс приема пищи и покупают для этого кухонную технику, посуду, текстиль для кухни и столовой и множество полезных аксессуаров. Судя по статистике, среди молодежи и людей среднего возраста становятся популярными вегетарианские и веганские течения, и хотя число таких потребителей в общей массе невелико, их интересы тоже надо учитывать (доля вегетарианцев может составлять от 2 до 10%, в зависимости от активности пропаганды вегетарианства). Во-вторых, с развитием сетевой торговли и возрастанием конкуренции часть мелких предпринимателей ежегодно выбывает из бизнеса. Соответственно, меняется состав потенциальных арендаторов рынков. Даже если индивидуальных предпринимателей хватит, чтобы заполнить площади, все равно они остаются ненадежной, рискованной группой для арендодателя. Необходимо предусмотреть площади для более перспективных арендаторов, к которым сегодня относятся производители продуктов питания.
Приведем пример двух наших клиентов – успешных сетей производителей, которые за последние годы работы сумели существенно расширить свою представленность, достигли хороших результатов по продажам и поставленных целей:
Для фирменных сетей производителей продуктов питания существует много возможностей эффективной работы в составе фреш-маркетов. И арендодатели очень заинтересованы в присутствии розничных сетей производителей на своих площадях. Когда на фреш-маркете присутствуют фирменные павильоны, это дает гарантию качества и повышает имидж. Для покупателей фирменный павильон на фреш-маркете также дает ощутимую выгоду – это возможность покупать самые свежие и качественные продукты и новинки от производителя поблизости от дома и по выгодным ценам.
Производители, которые пока не имеют собственных торговых точек, рассматривают возможности открытия сети и возможности улучшения клиентского сервиса, с целью поставок максимально свежей продукции. Рассмотрим рынок свежих несезонных овощей, который имеет в РФ большей потенциал в плане потребления. Одним из лидеров рынка овощей закрытого грунта в последние годы стала компания «Технологии тепличного роста», которая уверенно идет по пути создания крупного холдинга и запускает новые тепличные комбинаты, чтобы обеспечить россиян свежими отечественными огурцами, помидорами и зеленью круглый год. Развитие осуществляется при финансировании и поддержке АО «Российский Сельскохозяйственный банк», который в 2015 году не только продолжал оказывать реальную помощь сельскому хозяйству, но и нарастил объемы субсидирования аграриев почти в полтора раза. «Россельхозбанк» субсидирует запуск второй и третьей очереди тепличного комбината ТТР в городе Луховицы, Московской области. Сейчас тепличный комбинат «Луховицкие овощи» включает 12 Га суперсовременных теплиц, и при поддержке государственной кредитной организации в течение 2016-го года в два этапа планируется запустить еще 22 Га. Также «Россельхозбанк» выделил средства для ввода в строй дополнительных 5 Га к площади тепличного комбината «Тюмень Агро» в Тюменской области. Общий пул совместных проектов «Россельхозбанка» и Управляющей компании «Технологии тепличного роста» достигает 113 Га. Помимо развития производства, есть проект «Фермерской деревни» - торговой площадки для реализации свежих внесезонных овощей, выращенных в теплицах.
Изменения во всех сферах – покупательское поведение, сельское хозяйство, производство продуктов питания, развитие розницы, – требуют от девелоперов адекватного ответа в виде строительства новых, современных торговых объектов.
Фреш-маркет в Тюмени |
---|
Приведем основные характеристики форматов рынков, которые отличаются по целевым группам покупателей, позиционированию и масштабу:
Фреш-маркет в Иркутске |
---|
Современный рынок – это уже не просто ряды павильонов и прилавков, он является торговым комплексом, в котором сохранены все существующие преимущества (выгодные цены, продукты непосредственно от производителей и фермеров, сезонная торговля), но все это представлено в современном здании с качественной планировкой и комфортными условиями для покупателей и арендаторов. В интерьере и составе арендаторов должна обеспечиваться четкая маркетинговая отстройка от вещевых рынков и торговых центров рыночного типа. Поскольку покупатели уже привыкли к высокому качеству торговых объектов, планировка и дизайн фреш-маркета должны быть на уровне лучших городских торговых центров.
Торговый зал представляет собой единое торговое пространство со свободным доступом к товару, в нем покупатели ходят с корзинами или тележками. Прилавки и павильоны оформляются в едином стиле, создаются интересные острова и ряды: мясной, рыбный, овощной и др. Интерьер обычно выполняется в традиционном «сельском» или «фермерском» стиле: с применением натуральных материалов (дерево, камень, керамика) или их имитацией, красочными изображениями свежих продуктов, а также с использованием национальной тематики.
Ключевым моментом в планировке является тематическое зонирование – каждая товарная группа должна быть представлена в соответствующей зоне, не допускается хаотичное размещение арендаторов. По правилам мерчандайзинга ближе к входу и на хорошо заметных местах в центре зала располагаются визуально привлекательные товары: цветы, овощи и фрукты. Также применяется традиционный принцип направления покупательского потока, согласно которому товары, за которыми идут специально, должны располагаться у задней стенки. Это отделы сырой продукции – мяса, рыбы и морепродуктов. Выделяется зона «праздничный ужин», которая включает кондитерские изделия, алкогольный бутик, сувениры. Большое значение имеют приятные запахи, которые стимулируют покупки, – специи, ароматная выпечка, кофе.
На территории фреш-маркета должно быть предусмотрено несколько типов арендных мест:
Фреш-маркет должен включать зрелищную составляющую: красивые аквариумы с живой рыбой, приготовление пищи на глазах у посетителей, тематическое оформление. Могут быть и развлечения на площадке для сезонных мероприятий или на прилегающей территории – праздники, выступления артистов, дегустации и другие анимационные мероприятия. Для посетителей предусматриваются комфортные места отдыха. В результате покупатели погружаются в атмосферу праздника и ярмарки, и их радуют не только низкие цены. Все эффективные компоненты современных фреш-маркетов мы применяем в тех проектах, в которых участвуем, например, проект реконструкции рынка «Народная ярмарка» в Волгограде или «Разуменский рынок» в с. Разумное Белгородской области.
Реконструкция рынка «Народная ярмарка» в Волгограде |
---|
Оформлению фреш-маркета уделяется особое внимание. На смену минимальному дизайну приходят качественные интерьеры. Индивидуальный дизайн – не просто украшение, он имеет большое значение для коммерческой эффективности проекта. Во-первых, правильный дизайн фреш-маркета помогает организовать точки продаж индивидуальных предпринимателей, которые при отсутствии единого стандарта оформления выглядели бы хаотично и непрезентабельно. Во-вторых – подчеркивает особенности продукции за счет индивидуального оформления каждой тематической зоны. В-третьих, стимулирует позитивные эмоции у покупателей, возбуждает их интерес и в конечном итоге – повышает продажи. Все это помогает новому объекту отличаться от «рыночного типа» и приближает к лучшим мировым стандартам.
Некоторые владельцы недвижимости считают, что к ассортименту рынка не надо предъявлять особых требований: арендаторы в любом случае придут. Это неверно, и к формированию ассортиментной матрицы надо подходить так же, как и в супермаркете – определить доли площади для каждой группы, подобрать товары по ценовым диапазонам и маркам. И только после этого вписывать арендаторов в разработанную ассортиментную концепцию. Пример показан на Рис. 1.
Рисунок 1.
Ключевыми ассортиментными группами являются:
Сопутствующие товарные группы:
Из услуг должны присутствовать все услуги, сопутствующие продаже еды (заказ, доставка и др.), а также бытовые услуги частого спроса. Также к услугам можно отнести вендинговые автоматы. Сейчас происходят качественные изменения в торговых технологиях, и вендинг является одним из значимых примеров. Сегодня при помощи торговых автоматов можно делать много вещей: продавать фермерское разливное молоко, чистую воду, свежую рыбу, зелень, свежие цветы, штучные охлажденные и замороженные товары, готовить блины, выпекать пончики, разогревать пиццу, выжимать сок из апельсинов, не говоря уже о кофе, чипсах, снеках и других штучных товаров частого спроса. Но очереди – роботизированные автоматы, умеющие готовить салаты и другие блюда. Варианты постановки вендинговых автоматов могут быть различными. На площадке фреш-маркета их могут ставить сами владельцы, арендаторы или поставщики товара. Конечно, это абсолютно новаторский подход для рынков, но перспективы впечатляют: вместо десятков линейных продавцов (зачастую неопрятных, ленивых, вороватых, имеющих проблемы с документами) можно взять одного инженера в смену и роботизировать розничную торговлю.
Кира & Рубен Канаян,
ведущие консультанты компании «Юнион-Стандарт Консалтинг», г. Москва,
авторы книги «Торговая недвижимость: вызовы времени и перспективы»,
книги «Проектирование магазинов и торговых центров»
и книги «Мерчандайзинг»
За 25 лет работы
нашей компанией было
спроектировано
2 643 040 кв.м
торговой площади
в 13 странах
Осуществлены проекты для
240
торговых центров
52
розничных сетей
600+
магазинов
Информация, изложенная в книге «Проектирование магазинов и торговых центров», будет полезной как для владельцев и управленцев существующих торговых центров с целью повышения эффективности и привлекательности, так и для тех, кто только приступает к созданию нового торгового центра и хочет построить его по всем правилам, гарантирующим успех. Во вторую категорию помимо владельцев и управленцев попадают архитекторы, дизайнеры, технологи, поставщики оборудования.
Инна Логинова
Директор управления
розничной торговлей
Торговая компания «АНТЭК»,
г. Тверь
Книга «ТОРГОВАЯ НЕДВИЖИМОСТЬ: ВЫЗОВЫ ВРЕМЕНИ и ПЕРСПЕКТИВЫ»
Аннотация | Оглавление |
Предисловие | Рецензии |
Книга «Торговая недвижимость: вызовы времени и перспективы» рассказывает о стратегиях девелоперов и розничных торговцев, о направлениях и форматах, которые будут востребованы до 2020 года. В книге представлено множество цифр и показателей из практики действующих объектов, результаты маркетинговых исследований и анализа, проведенного по ряду городов России и других стран. Особое внимание в книге уделяется технологиям работы: представлены подробные методики для девелоперов, управляющих торговых центров, а также для компаний, которые работают в торговых центрах – магазинов, предприятий сферы общественного питания, услуг и развлечений. Даются рекомендации по открытию новых объектов и повышению прибыльности действующих торговых центров и магазинов.
Книга «Торговая недвижимость: вызовы времени и перспективы» рассказывает о стратегиях девелоперов и розничных торговцев, о направлениях и форматах, которые будут востребованы до 2020 года. В книге представлено множество цифр и показателей из практики действующих объектов, результаты маркетинговых исследований и анализа, проведенного по ряду городов России и других стран. Особое внимание в книге уделяется технологиям работы: представлены подробные методики для девелоперов, управляющих торговых центров, а также для компаний, которые работают в торговых центрах - магазинов, предприятий сферы общественного питания, услуг и развлечений. Даются рекомендации по открытию новых объектов и повышению прибыльности действующих торговых центров и магазинов.
Прошло больше года со дня открытия нашего магазина на Камчатке, концепцию, проект интерьера, дизайн и логотип названия которого вы разработали блестяще. Это не только наше мнение, но так считают многие наши покупатели. За что мы всегда вспоминаем вас хорошим словом. Недавно ко мне приезжали родственники из Сан-Франциско, и они очень удивились и сказали, что такой магазин сантехники в Калифорнии-то редко встретишь.
У многих людей, которые попадают в наш магазин первый раз, появляется ощущение, будто они попали в другой мир. Магазин изнутри ассоциируется с чем-то современным, комфортным, спокойным, расслабляющим и в то же время заряжающим, положительно, эмоционально настраивающим на выбор товара и покупку.
Сергей Попов,
собственник
магазина «Тёплое Море»,
г. Петропавловск-на-Камчатке
© Юнион-Стандарт Консалтинг 2002-2024 (http://www.usconsult.ru) тел. +7 (499) 641-04-01 |
Дизайн сайта – © компания «Stratomedia, Inc.» Дизайн и брендинг для розничной торговли. |