Библиотека розничной торговли

«Силовые» линии российской торговли

© Кира и Рубен Канаян

При росте торгового предприятия оно может выходить за рамки знакомого региона на открытые большие пространства. Растёт ответственность каждого шага, и серьёзной задачей для руководителей становится ориентирование в этой сложной среде. Однако поведение среды вполне предсказуемо, оно подчиняется закономерностям, которые, будучи спрятанными от посторонних глаз, управляют развитием торговли как невидимые пружины сложного механизма. Без понимания принципов действия механизма торговец может полагаться на удачу и собственную энергию, но если долго плыть против течения, силы могут иссякнуть. Поэтому в этой статье мы рассмотрим некоторые аспекты регионального развития торговли.

История и современность российской торговли

В известной книге «Начертание русской истории» Г.В. Вернадский писал: «Русский народ – не только народ-пахарь, он также лесопромышленник и скотовод и народ-посредник между разными хозяйственно-природными областями, народ-торговец. Именно вследствие этой торговой роли русского народа в его исторической жизни такое значение имели торговые пути и, прежде всего, – естественные пути, объединяющие лес и степь, то есть великие реки с их притоками - Волга, Днепр, а впоследствии также Обь с Иртышом, Енисей, Лена, Амур и др.». Расположение города на торговых путях и особенно их пересечении поднимает его благосостояние, стимулирует развитие не только розничной торговли, но и всего рынка услуг и местной промышленности. Тяготение возникает между крупными регионами: чем больше различия в предлагаемых на вывоз товарах и сильнее потребность в них, тем мощнее будут торговые связи.

Торговые маршруты стремятся связать регионы по прямой линии. Однако реальности физической и экономической географии видоизменяют прямую линию, адаптируя её к конкретным местным условиям. Вдоль этих «силовых» линий активизируется экономическая жизнь, развивается дороги, средства передвижения и складское хозяйство, развивается промышленность и сектор услуг. Можно утверждать, что «силовые» линии между полюсами тяготения торговли – это зримое воплощение «мэйнстрима», главного течения. Американская философия «мейнстрима» считает, что самое существенное – правильно угадать главное направление позитивного развития и попасть в струю. Аналогичных воззрений придерживается и китайская философия Пути (Дао), согласно, которая, применительно к современности, гласит: деньги покупателей подобны воде и всегда стремятся туда, где цены и издержки ниже («Самые большие водоёмы - это океаны, потому что они ниже расположены всех остальных»). Течение само помогает достичь желаемых результатов тем, кто оказался в середине потока – по легко плывет не только корабль или лодка, но даже простое бревно.

Города могут возникать при прохождении через них торгового маршрута, как в сказке, на пустом месте в считанные годы. Ещё к большим результатам приводит пересечение торговых путей, дающее синергетический эффект. А уход маршрута в сторону или его исчезновение может превратить богатые и процветающие города в захиревшие и малоперспективные, отбросить их до состояния посёлков и деревушек, и даже превратить в забытые всеми города–руины. Не меньше влияние маршрутов торговых путей на судьбы и даже саму жизнь целых стран, империй и даже цивилизаций. Вспомним Великий Шёлковый путь, Золотой Трансахарский путь, Carrera de Indias – испанский торговый путь в нынешнюю Латинскую Америку, Каучуковый путь по Амазонке, Ковбойский Мясной, Серебряный и Золотые пути в США. Небольшой перенос прибыльного торгового пути за ладаном для церковных нужд укрепил экономическую базу для арабских завоеваний на Ближнем и Среднем востоке, а также в северной Африке и становлению исламской цивилизации. Таких примеров на всём Земном шаре тысячи. Их легко найти в истории каждой страны, и Россия не является исключением из общего правила. Торговые пути в истории России выпрямлялись или наоборот извивались, стремясь обогнуть препятствие, их значение менялось. Но на данном этапе развития розницы важно не столько понять, как в прошлом торговля влияла на развитие России, а увидеть наиболее перспективные для развития торгового бизнеса регионы.

Они расположены вдоль «силовых» линий, и самыми привлекательными являются места пересечения и разветвления торговых маршрутов. Ярким и очевидным для всех примером такого региона является Москва, «государство в государстве», в котором скрещивается большинство проходящих по территории России торговых путей. Наибольшее внимание следует обратить на влияние торговли между Европой и Азией, «мейнстриму» российской экономики, на развитие России. Наличие единого торгового пространства, несмотря на барьеры отдельных регионов, представляет собой одно из наиболее сильных конкурентных преимуществ России на международном уровне. Значение этого преимущества будет особенно возрастать в эпоху глобализации. Вспомним, что именно раздробленность торгового пространства погубила Великий Шёлковый путь, и все попытки его реанимации, даже такие, как легендарный «Восточный Экспресс», были обречены на провал.

Рассмотрим «силовые линии» российской торговли в истории, и их значение на современном этапе:

Торговый путь «Из варяг в греки» или «Великий водный путь» (рис. 1).

Старейшие города Древней Руси: Новгород, Смоленск, Киев образовались на речном пути по Неве, Волхову и Днепру из Северной Европы к столице Византийской империи – «второму Риму» Царьграду (Константинополю). Этот путь связывает между собой бассейны внутренних морей Атлантического океана. Экономическое и торговое лидерство Европы объясняют наличием четырех внутренних (средиземных) морей: Средиземного, Чёрного, Балтийского и Каспийского. В Царьграде пересекались крупнейшие морские и сухопутные торговые пути тех времён Запад – Восток (Великий Шёлковый путь) и Север – Юг (Балтика – Чёрное море – Средиземноморье). Наличие транзитной торговли выступило мощным катализатором развития Древнерусского государства и его городов. Развитие порта Одессы в XIX – XX веках, которая стала четвёртым городом Российской империи по богатству и населению после Петербурга, Москвы и Варшавы, сдвинуло древний торговый путь «из варяг в греки» к западу от устья Днепра. После распада СССР значение этого торгового пути вновь в очередной раз упало. Серьёзного роста по линии Санкт-Петербург – Киев – Одесса, как и Москва – Киев - Одесса следует ожидать в результате русско-украинской интеграции и создании единого торгового пространства.

Торговый путь «Два Н» - Великий Новгород и Нижний Новгород (рис.2).

Появление печенегов и половцев, а позднее и завоевание Древней Руси монголами снизили значение пути «из варяг в греки». Однако торговое значение Великого Новгорода возросло. Предприимчивые купцы–богатыри, прообразы легендарного Садко, смогли успешно освоить Волжский торговый путь. В месте слияния Волги и Оки ими был основан торговый форпост Нижний Новгород. Великий Новгород стал контролировать оба торговых пути Волжский и «из варяг в греки», и новгородское купечество стремилось усилить контроль над транзитной торговлей между Европой и Азией. Партнёрами Новгорода были Шведское королевство и Ганзейский союз, русские земли и Золотая Орда. Транзитное положение Москвы на пути между Новгородом и Нижним Новгородом - двумя торговыми столицами Руси, способствовало её процветанию и становлению в качестве столицы государства. При Дмитрии Донском накопленные от транзитной торговли деньги материализовались в виде каменного Кремля. Интересно, что главным конкурентом Москвы в деле объединения русских земель была находящаяся недалеко от той же прямой Тверь. Даже «Хождение за три моря» купца Афанасия Никитина в Индию согласно одной из версий имело целью пополнить казну Тверского князя в период его борьбы против Московского княжества. Торговое значение Новгорода несколько снизилось после установления Иваном III контроля над ним и карательных походов Ивана IV Великого (Грозного). Однако самое радикальное снижение влияния Новгорода произошло в результате смещения «силовой» линии развития торговли немного севернее к устью Невы, где царь Пётр I основал столицу. Эта «силовая» линия по-прежнему проходит через Нижний Новгород. Достаточно сравнить результаты развития двух Новгородов, чтобы убедится в преимуществах нахождения на главных «силовых» линиях. Их население (с пригородами) по состоянию на 1998 год составляло в Великом Новгороде 258 тыс. человек, а в Нижнем 1920 тыс. человек, разница составила 7,5 раз! В Великом Новгороде пересеклись два торговых пути, и он расположен ближе к европейским рынкам, поэтому можно сравнить его развитие с Санкт-Петербургом: налицо почти 20-кратная разница в численности населения. Это наглядное свидетельство власти невидимых «силовых» линий. Возможно, что цари московские опасались конкуренции Великого Новгорода и поэтому не раз предпринимали против него карательные походы. Ведь перенёс же царь Пётр I Великий столицу поближе к Европе в надежде сделать её главным торговым городом-портом Российской империи. Справедливости ради заметим, что возвращение политической, экономической и торговой столицы в Москву, по мнению многих специалистов, пошло на пользу России.

Торговый путь «Два А» - Архангельск – Астрахань (рис.3).

При Иване IV Великом (Грозном) после взятия Казани и Астрахани быстро развиваются торговые пути Север – Юг и Центр – Восток. Недружественное поведение соседей закрыло западное направление торговли для России. Однако потребность в торговле с Британией, начавшей борьбу за титул «владычицы морей», существовало и осуществлялось через Архангельск. Как поётся в песне: «Нормальные герои всегда идут в обход». Речной маршрут по Северной Двине, Сухони и Волге соединял Белое и Каспийское моря, а устье Невы было ещё закрыто для русской торговли. Неудачно для России закончилась начатая царём Иваном IV (Грозным) Ливонская война, а Пётр I ещё не прорубил окно в Европу, но Россия уже имела выход через Астрахань на торговую столицу 16 века иранский Исфахан и Индию, а через Архангельск была связана с Англией. Усилия тверского купца Афанасия Никитина по налаживанию русско-индийской и русско-персидской торговли не пропали даром. Схема интересна попыткой организации русского «торгового моста» между Атлантическим и Индийскими океанами. В этой логистической схеме Ярославль был определённой альтернативой Москве, поэтому цари стремились контролировать и этот речной порт, «живя зиму в Москве, а лето в Ярославле». Интересно, что царь Иван IV (Грозный) сделал своей резиденцией Александровскую слободу на полпути между Ярославлем и Москвой, и дорога между Москвой и Ярославлем стала царской, что привело к развитию и процветанию находящихся между ними городов. Ограниченные сроки навигации из-за замерзания портов негативно сказывались на конкурентноспобности данной схемы торговли в мировом масштабе. С колониальным захватом Индии англичане перешли главным образом на океаническую торговлю, и транзитное значение порта Архангельска значительно снизилось, он стал главным образом лесоэкспортным.

Взятие Казани открыло дорогу на Урал и Сибирь – краям богатейших сырьевых ресурсов. Путь от Москвы шёл через Нижний Новгород, Казань, Пермь, проходил через невысокий участок уральских гор, и выходил в Западную Сибирь. Это было восточное направление Волжского торгового пути по рекам Каме, Чусовой и др. В поисках товара двинулись на восток купцы. Первопроходцы шли за мягким золотом, так называли в те времена пушнину. Интересный факт, что мы говорим «сорок», а не «четыредесят» или «четыредцать», как другие числительные – в этом запечатлелась исключительная важность меховой торговли для российской экономики. Числительное «сорок» произошло от единицы счёта шкурок ценных пушных зверей. Влияние экспортной торговли мехами заметно даже в маркировке железа и стали уральского производства – самой популярной маркой был «Старый Соболь». За временами железа, меди и «мягкого» золота настанут времена настоящего золота и платины, «зелёного» золота – леса, «чёрного» золота - нефти, «голубого» золота – газа и т.д.

Урал на пути «Европа-Азия»

Основание Петром I Великим новой столицы в устье Невы серьёзно расширило торговлю с европейскими странами. Интересно, что обе столицы Российской империи - Москва и Санкт-Петербург, - как и обе столицы Золотой Орды (Старый Сарай и Новый Сарай), лежат на прямой линии, связывающей устье Невы и устье Волги. В расположении четырёх столиц прослеживается железная необходимость государственного контроля над транзитной торговлей между Балтийским и Каспийским регионами. Этот путь оказался более выгодным для торговли, чем путь «2А». Развитие Санкт-Петербурга привело к ослаблению таких торговых городов, как Архангельск и Великий Новгород. Более активно начал работать Волжский торговый путь, и развивалась розничная торговля в поволжских городах. Активизировалось и освоение богатств Урала и Сибири, усилилось движение людей и капиталов на Восток к Китаю, Корее, Японии и Тихому океану. Опорной базой для этого освоения на востоке европейской части империи оставалась Пермь, главный город губернии, однако другой город Пермской губернии Екатеринбург оказался ещё ближе к несметным природным богатствам и направлению развития России. Более 120 лет назад правительство, осознав необходимость решения поставленных перед Российской империей вызовов, приступило к строительству первых элементов Трансибирской магистрали.

В наши дни двуглавый орёл на российском гербе приобретает особое значение для торговли. В Европе экономики разных стран складываются в единое целое, и с приёмом новых членов Евросоюз продвигается все ближе к России. На востоке образовались мощные экономики Японии и Южной Кореи, стремительно набирает силу экономика Китая и стран Юго-Восточной Азии. Очевидно, что колоссальные торговые потенциалы Евросоюза и дальневосточных стран, а также Ирана, Индии и стран Средней Азии будут оказывать нарастающее позитивное влияние на развитие российских городов, расположенных около «силовых» линий. Поэтому европейские компании, стремящиеся работать на китайском рынке, должны будут иметь точки опоры в России. Примером может быть даже «Метро», рассматривающее выход на российский рынок в тесной увязке с работой на рынке Китая. Кроме того, на развитие розницы, будут продолжать оказывать позитивное влияние близость к природным богатствам, местам производства и потребления.

С точки зрения развития маршрута «Европа-Азия» возрастает значение Уральского региона для торговли. Интересно, что на гербе одного из уральских городов – Ирбита, расположенного немного восточнее Екатеринбурга был изображён жезл бога торговли Меркурия, что в геральдике Российской империи было нечастым явлением. По промышленному развитию Уральский регион уступает лишь Центральному во главе с Москвой. Преимущества его расположения - нахождение между европейской частью страны, обладающей наиболее развитой экономикой и основным населением, и азиатской частью страны с её громадными природными ресурсами, то есть между районами добычи и сбыта. Расположение даёт региону логистические преимущества. По сравнению с Сибирью Уральский регион гораздо более компактен, и климатические условия на Урале значительно мягче, чем в Сибири. По типу хозяйственного освоения, плотности населения и развитию промышленности Уральский регион относится именно к западным районам России, хотя и заходит глубоко в азиатскую часть.

Рисунок 6 показывает соединительную роль Урала для Российской экономики. Для Урала характерна своеобразная парность больших и малых городов по обе стороны горного хребта. Можно сказать, что если Волжский торговый путь являлся одной из важнейших артерий России, то Урал - её спинной хребет. Екатеринбург - столица Урала является крайней точкой Европы, её экономическим форпостом, своеобразным «балконом», нависающим над Западной Сибирью и Средней Азией. Если представить Россию в качестве торгового моста между Европой и Азией, то сегодня уже построена московская опора моста, и активно идёт процесс возведения Екатеринбургской опоры. Трудно переоценить её решающее значение в продолжении моста на восток и юг. Недалеко от Екатеринбурга находится столица Казахстана – Астана (бывший Целиноград). После Екатеринбурга встанут вопросы строительства опор в Омске, Новосибирске, Красноярске, который уже подошёл к миллионной черте, затем наступит очередь Иркутска и городов Забайкалья и Дальнего Востока. Возможно, хотя и весьма проблематично, встречное движение с Дальнего Востока. Процесс возведения моста будет набирать силу и в дальнейшем, хотя не исключены негативные влияния экономических, политических, демографических кризисов, и даже эпидемий - неизбежных спутников активизации торговых отношений. Достаточно вспомнить эпидемии чумы в средние века, распространявшейся по степным и морским торговым путям, связывающим Азию с Европой, или страшные эпидемии сифилиса в Европе после налаживания испанцами и португальцами колониальной торговли с нынешней Латинской Америкой. Возможности торговых связей с государствами Средней Азии и Казахстаном не следует недооценивать. Оренбург и Челябинск были крупными точками притяжения для гуртовой торговле скотом и даже традиционной верблюжьей караванной торговли. Память о тех временах запечатлелась на гербе Челябинска, и материализовалась в оренбургских пуховых платках.

Город малахитовой звезды

Учитывая тенденции развития «силовых линий» торговли, Екатеринбург имеет реальные шансы стать чем-то большим, чем просто признанная столица Уральского региона. Сможет ли город реализовать свой потенциал? На сегодняшний день этот вопрос открыт, хотя динамика развития торговли в Екатеринбурге впечатляет, в первую очередь, оперативность, гибкость и позитивная направленность, с которой внедряются передовые торговые технологии. Сейчас нормативные показатели обеспеченности торговыми площадями в городе уже превышены, и динамика неплохая: за 2002 год в продуктовом секторе в среднем по городу этот показатель составляет 129% по отношению к нормативу, в непродуктовом – 211 %. Конечно, нормативы не всегда учитывают современные потребности, но уже сейчас у некоторых торговцев возникает опасение: не опасен ли такой рост, не приближается ли время, когда вновь построенные торговые площади будут не востребованы рынком. Ответить на этот вопрос можно, посмотрев на план города. В основе своего плана Екатеринбург имеет 7-конечную звезду (см. рис.7). Звездообразный, радиально-кольцевой план города является выражением пересечения «силовых» торговых линий: чем больше лучей у звезды, тем выше шансы города на региональное доминирование. Направление лучей на места, богатые населением и/или ресурсами, выигрышно для развития торговли в городе (для сравнения крупнейший рынок страны Москва имеет в плане 10 лучей, ближе к окраинам и в пригородах эти лучи имеют дополнительные разветвления). Отмечено, что дальняя торговая зона крупных торговых комплексов Екатеринбурга увеличивается за счет привлечения потребителей из других городов, и это учитывалось, например, при расположении центра «Екатерининский». Если посмотреть его положение на карте города, то становится очевидным его ориентация на дальнюю торговую зону. Возможность расширения влияния Екатеринбурга укрепляется программой строительства около 70 гостиниц.

Центр «Екатерининский» в Екатеринбурге (50% - торговля, развлекательно-спортивный комплекс, отель, зона отдыха) является одним из немногих в России действительно многофункциональных комплексов. Сразу отметим, что под термином «многофункциональные комплексы» зачастую имеют в виду торговые центры с расширенным набором услуг, в то время как такие здания называются многофункциональными, потому что сочетают несколько функций: торговую, офисную, жилую, развлекательную, спортивную и т.п. Они в настоящее время являются одним из лучших средств для стратегического развития города вообще и торговли, в частности. Важна предельная концентрация сил и средств, возможность одним действием решить несколько задач. Эффективность многофункциональных комплексов проверена временем, в последние 2,5 тысячи лет, начиная с греческих агор и римских форумов. Опыт последних десятилетий в развитых странах мира показал, что функциональное зонирование города, т.е. жесткое разделение на жилые, промышленное, торговые зоны ведет к застою городской жизни, а здания, точно рассчитанные на определенную функцию, могут устареть и потерять всякий функциональный смысл. Поэтому необходима разработка гибких сооружений, приспособленных к изменениям экономической жизни в городе. Хотя капиталовложения на строительство многофункциональных зданий выше, чем монофункциональных, они дешевле в эксплуатации в связи с более интенсивным использованием городской ткани: многофункциональны комплексы собирают людей в разное время, предлагают эффективное решение по покупательским потокам, распределению дневного и ночного населения в районах, оптимизации пассажирских перевозок, эффективному использованию площадей для стоянок и гаражей.

Особенность плана города с точки зрения торговли заключается также в наличии V-образной промышленной зоны, которая очень близка к центру и имеет собственную транспортную инфраструктуру. Характер зоны отличается от обычной схем расположения индустриальных зон при радиально-кольцевой планировке. Поэтому развитие торговли в северной части города (рис.7) – значительный резерв. Добавим, что в Екатеринбурге внедрение торговых технологий – не только следствие конкурентной необходимости, а часть городской программы маркетинга территории, оздоровления городской ткани, улучшения экономических условий жизни в городе и усиления привлекательности города как торгового и общественного центра.

Кира & Рубен Канаян,

ведущие консультанты компании «Юнион-Стандарт Консалтинг», г. Москва,
авторы книги «Торговая недвижимость: вызовы времени и перспективы»,
книги «Проектирование магазинов и торговых центров»
и книги «Мерчандайзинг»
Книги - ТОРГОВАЯ НЕДВИЖИМОСТЬ и ПРОЕКТИРОВАНИЕ МАГАЗИНОВ

Назад в библиотеку

За 25 лет работы
нашей компанией было
спроектировано
2 643 040 кв.м
торговой площади
в 13 странах

Россия Украина Белоруссия Казахстан Армения Грузия Латвия Литва Киргизия Монголия США

Осуществлены проекты для

240
торговых центров

52
розничных сетей

600+
магазинов

Книга «Проектирование магазинов и торговых центров» Киры Канаян, Рубена Канаян, Армена Канаян

2100 р.

ПРОЕКТИРОВАНИЕ МАГАЗИНОВ
и ТОРГОВЫХ ЦЕНТРОВ

Заказ книги «Проектирование магазинов и торговых центров»

Книга «Проектирование магазинов и торговых центров» – серьезная заявка на то, чтобы стать бестселлером для профессионалов розничной торговли. Пожалуй, это первое издание отечественных авторов, где систематизирована столь обширная теория и практика «магазиноустроительства».

Елена Шевелева,
главный редактор журнала «Фармацевтическое обозрение»


Торговая недвижимость 2100 р.

Книга «ТОРГОВАЯ НЕДВИЖИМОСТЬ: ВЫЗОВЫ ВРЕМЕНИ и ПЕРСПЕКТИВЫ»

Заказ книги ТОРГОВАЯ НЕДВИЖИМОСТЬ

Книга «Торговая недвижимость: вызовы времени и перспективы» рассказывает о стратегиях девелоперов и розничных торговцев, о направлениях и форматах, которые будут востребованы до 2020 года. В книге представлено множество цифр и показателей из практики действующих объектов, результаты маркетинговых исследований и анализа, проведенного по ряду городов России и других стран. Особое внимание в книге уделяется технологиям работы: представлены подробные методики для девелоперов, управляющих торговых центров, а также для компаний, которые работают в торговых центрах – магазинов, предприятий сферы общественного питания, услуг и развлечений. Даются рекомендации по открытию новых объектов и повышению прибыльности действующих торговых центров и магазинов.


Скачать книгу «Мерчандайзинг»

Дорогие читатели!

В подарок от авторов
КИРЫ и РУБЕНА КАНАЯН
Вам предоставлена возможность

электронную версию бестселлера деловой литературы, книги «МЕРЧАНДАЙЗИНГ»

 

Рябов Сергей, генеральный директор УК Re&Solution Property Management, г. Калиниград

Выражаем искреннюю благодарность компании «Юнион-Стандарт Консалтинг» за разработку концепции навигации для торгово-развлекательного центра «Европа». Реализованный проект и те изменения, которые произошли впоследствии, позитивно сказались на распределении покупательского потока внутри нашего торгового центра.

Благодаря этому проекту, мы решили главную задачу, предоставили нашим посетителям возможность просто и комфортно ориентироваться на всей площади торгово-развлекательного центра «Европа», сделали торговый центр еще более удобным для посетителей.

Разработанный и продуманный дизайн проекта навигации идеально вписался в интерьерное оформление, и придал атмосфере центра дополнительный уют и шарм классического европейского торгового центра.

Уверены, что дальнейшие совместные проекты с «Юнион-Стандарт Консалтинг» будут столь же результативны, и послужат достижению наших общих интересов.

Рябов Сергей Александрович,
генеральный директор,
Управляющая компания
Re&Solution Property Management,
г. Калининград

ГЛАВНАЯ
КОНТАКТЫ
КАРТА САЙТА
Подписка на бюллетень РОЗНИЧНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ